Стропы грузовые канатные
Стропа – от голландского слова петля означает устройство для крепления груза, оснащенное на конце крюком (скобой, кольцом). Стропы канатные безопасны и очень удобны в работе, имеют минимальный собственный вес. Они широко используются в России, да и за рубежом, позволяя их использование в огромном диапазоне температур. Стропы канатные применяются в грузоподъемных устройствах в основном очень большой мощности (до 100 тонн) в строительстве, на предприятиях, атомной промышленности, кораблестроении и в портах. Поэтому требования к их изготовлению, эксплуатации, контролю и ремонту применяются самые высокие. Эти требования изложены в ГОСТ 3071, 2688, 3079, 7668 и 7669.
Изготовление стропа включает в себя процесс выбора заготовки каната, ее разметки, подготовку маркировочной бирки, заплетки, испытания стропа и заполнения паспорта. Из каната нужной грузоподъемности обрезают специальным станком часть нужной длины плюс припуск для заплетки. Для разметки заготовки под заплетку отмеряют необходимое расстояние от концов каната, накладывают обвязку, а концы расплетают. После этого изготавливают маркировочную бирку из миллиметровой стали, на которой ударным методом определенным шрифтом указывается наименование изготовителя, грузоподъемность в тоннах, номер стропа по нумерации завода, месяц и год испытания. Бирка вплетается в строп в процессе заплетки, состоящего из изготовления на концах стропа петель и вплетении концов этих петель в пряди основного каната. Места заплеток калибруют кувалдой на наковальне. Заплеточные участки обматывают мягкой проволокой. Испытание статической нагрузкой производят при помощи грузов с контролем динамометром в течение трех минут, после чего осматривают строп для контроля целостности заплетки и изменения его длины. В случае положительного результата испытания строп принимается с отметкой в соответствующем журнале и оформлением паспорта. Стропы канатные изготавливаются и другим методом – не заплетка концов, и опрессовка их втулкой алюминиевой.
Выбрать стропы канатные непросто. Главный критерий здесь вес и размеры груза. Нагрузки в ветвях стропа распределяется по-разному. Распределение нагрузки зависит от угла их наклона. Наилучшее условие для работы, когда величина угла между строповыми ветвями не больше 90 градусов, а наклон к горизонту более 45 градусов. Для уменьшения нагрузки на стропы можно увеличить их длину. Но в этом случае снижается и высота подъема груза. Важна также и равномерность нагрузки всех строп, и, соответственно, их натяжения. Выпускаются стропы, получившие название полуавтоматические. Их особенность – в установке устройства для отцепки груза от строп без участия человека, что значительно повышает производительность подъемного механизма, сокращая время на стропление груза. Стропы канатные – объект повышенной опасности, поэтому нельзя игнорировать критерии, предусматривающие их отбраковку:
-деформация стропов,
-количество поврежденных проволочек превышает нормативное количество,
- износ строп или коррозия больше 40 процентов,
- трещины крюков строп.
Достоинства:
- несложный метод изготовления,
- относительно небольшая цена,
- устойчивость к резким изменениям динамической нагрузки,
- износ происходит постепенно, что позволяет немедленно обнаружить дефекты.
Недостатки:
- невысокая долговечность в сравнении с другими типами,
- имеют ограничения в применении (в агрессивных средах).
Российский рынок грузовой строповой продукции предлагает стропы канатные различных типов.
- СКП – петлевой, (чалка),
- СКК – кольцевой,
- 1СК – одноветвевой,
- 2СК – двухветвевой;
- 4СК – четырехветвевой (паук).